Образовательная деятельность в МБДОУ № 296 построена в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), Приказом Минпросвещения РФ от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования", Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20.09.2015 № 2/15), Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Протокол от 07.12 2017 № 6/17), Примерной программой воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 02.06.2020 № 2/20).
По своему организационно-управленческому статусу образовательная Программа МБДОУ № 296 обладает модульной структурой и основывается на принципах ФГОС ДО. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, – и часть, формируемую участниками образовательных отношений, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Содержательный раздел Программы также включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей коррекцию, адаптацию и социализацию детей с особенностями развития.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
- способов и направлений поддержки детской инициативы,
- особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа содержит описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей, включенных в организационный раздел. Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Система оценивания качества реализации Программы направлена на оценивание созданных МБДОУ условий внутри образовательного процесса.
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В дополнение используются пособия и программы:
- Программа "Гармония" К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан
- Программа развития музыкальности у детей раннего возраста "Малыш" В.А. Петровой
В целях обеспечения равного старта для детей с речевой патологией в группах компенсирующей направленности в МБДОУ реализуется "Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР" под ред. Л.В. Лопатиной, включающая в себя характеристику особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития, методические приемы их обследования, раскрывающая вопросы организации и содержания коррекционного процесса.
В группе кратковременного пребывания реализуется программа "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой.
В рамках инновационной деятельности реализуется программа "Вдохновение" под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой (2-3 года).
Программы, обеспечивающие реализацию части программы, формируемой участниками образовательного процесса:
- "Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества" под ред. Л.А. Баландиной
- "Система работы по ознакомлению с историей и культурой Донского края как частью общероссийской культуры" Л.В. Гавриленко
- Программа "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" А.Д. Шатовой, Ю.А. Аксеновой, И.Л. Кириллова, В.Е. Давыдовой, И.С. Мищенко
В дополнение к разделу "Безопасность" в МБДОУ реализуется региональная программа "Приключения Светофора".
В дополнение к разделу "Социально-коммуникативное развитие" используется адаптированная программа "Росток" Л.Н. Зайцевой.